Основоположником искусства траволечения, наверное, можно назвать Гиппократа (V век до н.э.). Именно тогда медицина отделилась от магических ритуалов и обратилась к точным наблюдениям и опытам. Основой лечебных мероприятий стал человек и его природа.
Что же такое болезнь? — вот вопрос, занимавший умы ученых. Много было разных ответов и разных теорий на этот счет. Человек получает пищу и воздух для дыхания из окружающего мира; если в нем нарушено равновесие, он заболевает. Любая теория — продукт своего времени и своей культуры. Так и труды Гиппократа с их теориями отражали уровень знаний досократовских времен. Но уже тогда были найдены методы лечения болезней, которые мы можем принять и в настоящее время.
Врач, последователь Гиппократа, видит свою задачу в первую очередь в том, чтобы поддержать и укрепить естественные силы человека. Поэтому одним из важнейших методов лечения является регулирование образа жизни и питания, то есть соблюдение определенной диеты. А диеты Гиппократа до сих пор вызывают величайшее восхищение. Усиленным приемом определенной пищи достигали исцеляющего эффекта. Специальные лекарственные средства применяли очень мало, и главным образом это были целебные травы. Многие из работ Гиппократа и содержащихся в них сведений были бы утеряны, если бы монастыри не копировали медицинские рукописи для своих библиотек — в этом их огромная заслуга.
Особого упоминания в этой связи заслуживает монах-бенедиктинец Монте Кассино. Затем в раннем средневековье исследование лекарственных растений было продолжено медицинской школой в Салерно. «Альфита» (перечень лекарственных веществ растительного происхождения, скорее всего относящийся к XIII веку) документально отражает уровень фитотерапии раннего средневековья.
В труде испано-мавританского ботаника Ибн Байтхара обработаны все известные к тому времени источники и описано 1400 снадобий. «Князем врачей» называли Ибн Сину, автора большого учебника по медицине «Канон врачебной науки». Этот великий ученый больше известен под именем Авиценна. Он описал индийские и арабские лекарственные средства, и его труд до конца XV века оставался лучшим сводом медицинских знаний. В Европе севернее Альп огромна заслуга бенедиктинцев, которые уже в раннем средневековье пропагандировали лекарственные растения. Они выращивали целебные травы и ввели в культуру многие ранее неизвестные у нас растения, экспериментируя с ними. Карл Великий (742-814) и Людвиг Фромм (778-840) поощряли эти усилия монахов и поддержали их, введя в свод законов для землевладельцев распоряжение о необходимости возделывания целебных трав.
Фундаментальными источниками для более поздних авторов травников были также «Физика» аббатисы Хнльдегард фон Бинген (XII в.) и «Естественная история» Альберта Великого (XIII в.). Ученик Альберта Великого Томас де Кантипрато написал «Книгу природы», получившую широкое распространение в XV веке. Да и малоизвестные рукописные «лечебники» средних веков содержали довольно много для того времени сведений о лекарственных растениях и их применении.
Дальнейшее развитие фитотерапии притормозилось Парацельсом (1493—1541), который внедрил в медицину химические препараты. Правда, и он по-своему «обогатил» фитотерапию созданием учения о рецептуре (сигнатуре), согласно которому каждая трава по окраске или внешнему виду уже имеет указание о своем целебном назначении. Так, желтый цвет млечного сока чистотела якобы свидетельствует о его эффективности при лечении заболеваний желчного пузыря, а голубые или красноватые цветки медуницы вместе с беловато-пятнистыми листьями — при заболеваниях легких; уже сама форма листьев печеночницы указывает на ее способность лечить болезни печени. И хотя в некоторых случаях рекомендации Парацельса соответствуют действительности, большинство из них — полная бессмыслица. Однако, несмотря на многие заблуждения, Парацельс был одним из ведущих врачей своего времени.
Себастьян Кнайпп (1821—1897), убежденный эмпирик, то есть человек, строящий свое учение исходя из опыта, дал новый импульс фитотерапии. Он обобщил свои собственные знания и убрал преувеличения и явные ошибки средневековых авторов. Он лечил не только настоями трав, но и соками. «Я, может быть, еще недостаточно подчеркиваю, насколько полезен для всего организма такой курс лечения соками из трав... Но я убежден, что кровь растений — их соки — очень полезна нашей природе».
Современником Кнайппа был швейцарец Кюнцле (1857—1945), усиленно проповедовавший траво-лечение. Его книга «Chrut und Unchrat», выпущенная в свет в 1911 году, сейчас переиздана тиражом свыше миллиона экземпляров. Кнайппу и Кюнцле мы обязаны новыми знаниями. И хотя многое мы сейчас оцениваем иначе, мы все же теперь точно знаем, что лечение лекарственными растениями действительно эффективно, и отводим им то место, которое они заслуживают. И пусть господствующее положение в медицине в настоящее время занимают химические лекарственные средства, все же не следует забывать, что огромное множество готовых лекарств имеет растительное происхождение. Иногда их готовят из растительных экстрактов, иногда из выделенных из растений в чистом виде действующих веществ. Исследования в этой области ведутся необычайно активно. Так что сомневающиеся в эффективности лечения лекарственными растениями должны пересмотреть свое мнение.
На сегодняшний день подробно исследовано множество лекарственных растений, и результаты часто подтверждают высказывания ранних специалистов траволечения. Конечно, некоторые растения изучены еще недостаточно полно. Но опыт показывает, что и им присущи целебные свойства. И нужно работать, чтобы изучить и научно обосновать действие всех интересующих нас лекарственных растений. Я уверена, что мы узнаем еще много удивительного.